Смешанное обучение: современные тенденции, опыт и технологические возможности
Просмотры: 336 / Загрузок PDF: 1279
Ключевые слова:
смешанное обучение, педагогическая система, педагогический дизайн, интеграция цифровых технологий, системы управления, LAMS, LMS, CMS, интеграция систем управления, модель SAMRАннотация
В статье анализируются результаты зарубежных и казахстанских исследований смешанного обучения и определяется потенциал применения цифровых образовательных технологий. В условиях трансформации высшего образования актуализируется методологическая концепция смешанного обучения на основе разработки интегрированной модели технологических систем управления смешанным обучением в вузе.
В целях определения эволюции развития смешанного обучения, его нынешнего состояния и жизнеспособности, проблем и перспектив проведен анализ теоретических и эмпирических исследований. В статье описывается научный дискурс предпосылок и возможностей реализации смешанного обучения на основе интеграции цифровых технологий. В качестве методологических оснований исследования выступают положения системного, конструктивистского, компетентностного, проектного, мульти-модального, междисциплинарного подходов. На основе методов систематизации и проектирования разработаны технологическая учебная среда, системы управления, компоненты и структура модели смешанного обучения. В результате сопоставления и синтеза изученных нормативных документов и научной литературы сформулированы выводы, проведена систематизация и обработка полученных данных эмпирического исследования.
Теоретическая значимость исследования обуславливается определением методологической концепции интеграции цифровых образовательных ресурсов смешанного обучения на основе анализа мировой науки и практики. Практическая значимость представлена предложенной системой управления смешанным обучением на основе интеграции систем LAMS, LMS, CMS, которая позволит обеспечить целостный подход в реализации процедур по организации, контроля, оценки и внесению изменений в образовательный процесс вуза. Наряду с этим, в данной работе определены критерии уровня готовности участников образовательного процесса к использованию технологий смешанного обучения и проанализированы полученные результаты.
В качестве результатов первого этапа исследования выступают определение научных основ и методов педагогического дизайна смешанного обучения. Промежуточные результаты являются предпосылкой для дальнейшего моделирования структуры и содержания смешанного обучения в вузе.