Изучение ладо-звукорядной структуры домбр Букеевской традиции как механизм образовательного процесса
Просмотры: 63 / Загрузок PDF: 0
Аннотация
В последние годы проведен ряд исследований, позволивших составить представление о ладо-звукорядном строе казахской домбры. Однако не изучена их /ладов/ региональная специфика. Цель статьи на основе исследований домбр Жетысу Б. Муптекеева раскрыть особенности звукорядной системы домбр Букеевской традиции. В статье
используется системный подход в изучении ладо-звукорядной структуры домбры, впервые предложенный Болатом Каракуловым, а также продолженный в описании названий
ладков- перне содержащихся в статье Т. Асемкулова. Болат Каракулов первым сравнил
порядок расположения перне на домбре, сделав вывод о том, что система ладков-перевязок имеет региональные особенности. В исследовании Б. Муптекеева изучение перне
перевязок на грифе домбры Восточного Казахстана приобрело системный характер. В
задачи предлагаемой статьи входит сопаставление и анализ специфики домбр Западного
Казахстана. Домбры Букеевской школы характеризуется фиксированными перне а, h, d,
e, а лады: c и f остаются подвижными. Композиторы, уделявшие особое внимание системе ладков-перевязок
домбры, благодаря полученному звукоряду неподвижных перевязей, все указанные музыкальные инструменты имеют подвижную перне b-сарыарка, характерную для кюя
Курмангазы «Сары Арка». Тогда можно сделать вывод, что это явление характерно для
Букеевских домбр