Воспитательная роль песенного наследия Абая в исследовнии Гульжаухар Чумбаловой
Просмотры: 92 / Загрузок PDF: 0
Аннотация
Цель статьи показать значение Гульжаухар Чумбаловой - первой казахской пианистки и основоположника этномузыковедения Казахстана, как ученого, которая впервые в 1955 году защитила кандидатскую диссертацию в Московской консерватории о казахской традиционной музыке по содержанию трудов русских ученых и
путешественников. В основу исследования положено изучение российских и отечественных архивов из числа трудов первых исследователей казахской традиционной музыки,
а именно А. Левшина, Ч. Валиханова, М. Готовицкого, П. Тихова, А. Эйхгорна и многих
других. Кроме того, Гульжаухар Чумбалова является первым музыковедом-абаеведом,
так как одна глава её нигде не опубликованной диссертации посвящен анализу песен Абая.
В статье дан краткий анализ идей ученого по музыкальному абаеведению в контексте
современного взгляда на песенное наследие Абая как реформатора стиля Сары-Арки. Материалам статьи явилась рукописи диссертации ученого. В статье сделан вывод о том,
что многие позиции автора в отношении творчества Абая современны и по сей день.
В качестве метода исследования выбран метод эмпирического описания идей ученого в
контексте современного взгляда по музыкальному абаеведению.