Кросскультурный аспект формирования гендерного самосознания женщин Казахстана
Просмотры: 102 / Загрузок PDF: 81
Ключевые слова:
культурная обусловленность, гендерная идентичность, Когнитивный уровень гендерного самосознания, гендерные стереотипы, толерантность, интолерантностьАннотация
Исследование нацелено на изучение культуральной специфики гендерного
самосознания женщин как интегрального психологического образования в единстве всех
компонентов, представляющих его когнитивный, эмоциональный и поведенческий
уровни. Такими компонентами выступили: содержание гендерной идентичности
и гендерных стереотипов женщин; отношение к идентичности, типы установок к
гендерным ролям в семье, соотношение гендерной толерантности и интолерантности,
уровень сформированности гендерного самосознания у казахстанских женщин. Нами
была выдвинута гипотеза о культурной детерминации формирования гендерного
самосознания женщин на трех уровнях - когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
В условиях полиэтничности Казахстана были определены две выборки респондентов -
женщины казахского этноса и других этносов. Результаты исследования подтвердили
выдвинутую гипотезу и позволили определить культурные различия и особенности
гендерного самосознания женщин по двум выборкам. В представленной статье
приведены данные эмпирического исследования содержание гендерной идентичности
и гендерных стереотипов женщин с помощью теста Куна – Макпартленда и
полоролевого опросника С Бем в модификации И. С. Клециной.
Библиографические ссылки
Берн. Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. .- 320 с
Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации в процессе гендерной социализации // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 56-63
Maccoby E. Jacklin C. The psychology of Sex differens. Stanford Univ.Press , 1974
Чуркина Н.А. — Маскулинность и феминность в современном обществе: состояние, тенденции трансформации. //Электронный ресурс URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=26276 ( 11.01.2021)
Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. -М.: Время, 2009. - 496 с.
Кон И.С. Психология половых различий. //Электронный ресурс - URL: https://cde.osu.ru/courses2/course15/article_1.html ( 09.03.2021)
Мацумото Д. Психология и культура. // Электронный ресурс- URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/index.php (дата обращения 03.02.2021)
Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 2001. - 752 с.
Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал.- 2001. - №24. - С.61-63
Круглова Н.В. Перспективы гендерной толерантности в России. //Электронный ресурс URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines /contents/1/108/kruglova_108_210_218.pdf ( 04.02.2021)
Курамшев А.В. Гендерная социализация. //Электронный ресурс URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_ 2004_ 1(3)/23.pdf (28.02.2021)
Чекалина А.А. Гендерное самосознание личности (на примере учителя начальных классов): автореферат дис…доктора психологических наук: 19.00.01 - М., 2013
Мухтарова, З.Ш. Маскулинность — фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов / З.Ш. Мухтарова // Автореф. дисс. . канд. психол. наук. — Астрахань, 2007.-25 с.
Shomanbayeva A. О.,Тemirgaliyeva B.Ye. Theoretical approachers to the study of gender identity genesis// Eurasian Education,Science and innovation Joirnal.20-21 April 2020, Aachen,Germany, Volume 1.-P.23-27
Горбатюк, В.А. Социально-педагогические методы исследования уровня гендерной компетентности обучающихся учреждений профессионального образования / В. А. Горбатюк // Теория и методика профессионального образования : сб. науч. ст. / Респ. ин-т проф. образования. Минск, 2017. Вып. 4, ч. 1. С. 176–183
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.