Цифровая трансформация высшего образования: ключевые факторы


Просмотры: 169 / Загрузок PDF: 36

Авторы

  • Г.Т. Уразбаева
  • С.К. Омарова
  • A. Мухатаев
  • Ш.Т. Ахметова

Ключевые слова:

цифровизация, цифровая трансформация образования, цифровые компетенции, инновации, smart-университеты, технологии, стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования, цифровые ресурсы.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме цифровой трансформации высшего
образования. Цифровизация университетов предполагает повышение эффективности инноваций в
обучении студентов, использование цифровых технологий для развития научно-исследовательского
потенциала вуза. Преподаватели, студенты и сотрудники вузов должны надлежащим образом
применять цифровые технологии в обучении, в научных исследованиях и в управлении.
Практический опыт в цифровизации образования вузов требует определения основных факторов
цифровой трансформации образования.
Исследование теоретических подходов по данной проблеме в междпредметной плоскости
и определение ключевых факторов цифровой трансформации высшего профессионального
образования является основной целью данной статьи.
Для решения исследовательских вопросов авторами проанализированы работы, посвященные
проблемам цифровизации и цифровой трансформации образования.
В данной статье были использованы методы: анализ и обобщение научной литературы по
проблеме цифровой трансформации образования, изучение нормативных правовых актов.
В работе сделана попытка определить ключевые факторы цифровой трансформации высшего
образования на основе анализа теоретических подходов в междпредметной плоскости. В качестве
основных факторов выделены: развитие и педагогическое моделирование цифровой образовательной
среды, образовательных платформ; переоснащение IT-ресурсов; формирование цифровых
компетенций у всех участников образовательного процесса; создание виртуальной (цифровой)
образовательной среды; внедрение персонализированных моделей организации образовательного
пространства; внедрение технологий виртуальной реальности в высшее образование; повышение
инновационного потенциала образовательных учреждений, которое может осуществляться
посредством результатов научно-технической деятельности самого учреждения и др.
В статье акцентируется внимание на необходимости разработки стратегии цифровой
трансформации науки и высшего образования Республики Казахстан, которая должна отражать
ключевые направления цифровой трансформации: цифровое моделирование; развитие
цифровых сервисов; модернизация инфраструктуры; управление данными; управление кадровым
потенциалом; внедрение цифровых технологий и платформ; создание цифровой среды и др.
Также авторами подчеркивается значимость исследования проблемы внедрения искусственного
интеллекта в университете, решения вопроса соблюдения академической честности студентами при
использовании искусственного интеллекта для генерации текстов ChatGPT (OpenAI). Возможность
создания мыслящих машин поднимает множество этических вопросов, что обусловливает
необходимость разработки Кодекса этики искусственного интеллекта. Включение в Кодекс
академической честности обучающихся вузов Казахстана раздела, посвященного этике применения
ChatGPT (OpenAI), представляется авторами важным аспектом.

Загрузки

Опубликован

15.09.2023

Как цитировать

Уразбаева, Г., Омарова, С. ., Мухатаев . A., & Ахметова, . Ш. (2023). Цифровая трансформация высшего образования: ключевые факторы. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 144(3), 262–271. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/507

Выпуск

Раздел

Педагогика