Технология экспертизы учебной литературы: культурно-ценностные и психолингвистические аспекты


Просмотры: 138 / Загрузок PDF: 214

Авторы

  • Т.Д. Айтказина
  • М. Мұқаметқали
  • С.К. Омаров
  • К.З. Жунусова
  • Д.Р. Смакова

Ключевые слова:

учебник, технология экспертизы, критерии оценки, культурно-ценностный, психолингвистика, дескриптор, текст, ученик, ресурс, методика, образование, учебные материалы.Оқу әдебиеттерін сараптау технологиясы: мәдени-құндылық және психолингвистикалық аспектілер

Аннотация

В статье речь идет о методике оценки культурно-ценностных и психолингвистических аспектов, являющихся основными аспектами учебной литературы. При включении учебных материалов в учебник важно помнить о том, чтобы в нем отражались самобытный характер нации, культурные особенности, мировоззренческая специфика и ее психология, потому что эти факторы способствуют жизнеспособности нашей культуры, прививают учащимся человеческие и национальные ценности. Главным условием повышения мотивации у учащихся к обучению является предоставление понятных и интересных материалов. Текстовый материал должен быть написан логичным и понятным языком, уровень сложности текста должен соответствовать возрасту и способностям учащихся. Использование языка должно мотивировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному обучению. Основной задачей языка учебника является обеспечение скорости восприятия обучающимися учебной информации и ее долговременной памяти. Если мы хотим, чтобы школьный учебник был качественно подготовлен, а тексты в нем служили для закрепления языковой компетентности учащегося и формирования языковой личности, данная проблема должна быть всесторонне изучена, а требования и критерии к тексту учебника максимально конкретизированы. При оценке учебников в качестве основного аспекта необходимо рассматривать соответствие содержания возрастной психологии школьников. Основываясь на анализе и выводах, сделанных в ходе научных исследований, проведенных в Республиканском научно-практическом центре экспертизы содержания образования, мы попытались раскрыть эти два аспекта учебника.

Загрузки

Опубликован

15.09.2023

Как цитировать

Айтказина, Т., Мұқаметқали, . М., Омаров , С., Жунусова, Қ., & Смакова, Д. (2023). Технология экспертизы учебной литературы: культурно-ценностные и психолингвистические аспекты. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 144(3), 11–23. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/117

Выпуск

Раздел

Педагогика