Мотивы выбора профессии и ценностные ориентации студентов-психологов первого курса ВУЗа


Просмотры: 141 / Загрузок PDF: 13

Авторы

  • И.Б. Гайворонская Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
  • Е.Д. Любимова Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
  • А.К. Нуракенова

Ключевые слова:

студенты, мотив, ценностные ориентации, самоопределение, самореализация, жизненные перспективы, проблема выбора.

Аннотация

В статье говорится о проблеме выбора профессии, сложностях, с которыми приходится сталкиваться учащимся выпускных классов школы. А также о мотивах выбора профессии психолога и ценностных ориентациях студентов ВУЗов, о значении ценностного подхода к изучению жизненной и профессиональной перспективы, что обусловлено местом ценностных ориентации в структуре жизненной перспективы, их роли в процессе профессионального самоопределения личности. Жизненные цели и планы являются событийным воплощением ценностных ориентации, которые находятся на более высоком уровне диспозиционной структуры личности и в силу этого определяют общую социальную направленность жизнедеятельности. Противоречия, возникающие на этом фоне, приводят к рассогласованию жизненной перспективы в содержательном и хронологическом аспектах.
В статье говорится о проведенном на факультете психологии в ЛГУ им.А.С.Пушкина исследовании и о полученных в ходе исследования результатах:
В начале исследования была проведена анкета, с целью изучения осознанности выбора профессии студентов первого курса Вуза. Было выявлено, что психологи осознанно выбрали данную специальность, но при возможности выбрали бы другую. Вторая группа - клинические психологи уверенны в правильности выбора данной специальности и осознанно выбрали её.
В ходе проведённого психодиагностического обследования двух групп были получены следующие результаты: проанализировав две группы с помощью статистического анализа по t-критерию Стьюдента выявлены значимые различия по методикам:
1. Опросник терминальных ценностей «Отец»;
2. Методика «Мотивация профессиональной деятельности»;
3. Методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»;
4. Опросник «Социально психологической комфортности образовательной среды Вуза».
Первая и вторая группа различаются по таким показателям как: внешняя положительная и отрицательная мотивации.
Были выявлены значимые различия первой и второй группы по таким показателям как собственный престиж, высокое материальное положение, развитие себя, достижение, профессиональная и семейная жизнь.
Выявлены значимые различия студентов первой группы и второй группы по показателю активная деятельная жизнь. У психологов этот показатель выше, это говорит о том, что для этих студентов важнее активная жизненная позиция.
В свою очередь были выявлены значимые различия студентов первой и второй группы по показателям уверенность в себе и познание. Психологи больше стремятся к повышению своей образованности, расширению своего кругозора.
Были выявлены значимые взаимосвязи в каждой группе респондентов и даны практические рекомендации.

Загрузки

Опубликован

15.03.2023

Как цитировать

Гайворонская, И., Любимова, Е., & Нуракенова, А. (2023). Мотивы выбора профессии и ценностные ориентации студентов-психологов первого курса ВУЗа. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 142(1), 338–352. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/332

Выпуск

Раздел

Психология