Инклюзивное образование в Казахстане -дошкольные организации: социологический анализ


Просмотры: 200 / Загрузок PDF: 293

Авторы

  • А.Ж. Макулбек Международный университет информационных технологий

Ключевые слова:

инклюзивное образование, социология образования, дошкольное образование, дети с нарушениями здоровья, педагоги, родители.

Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в конце 2021 и начале 2022 года в дошкольном учреждении для особых детей г. Алматы. В исследовании использовались количественные и качественные методы (опросы и фокус-группы). В опросе приняли участие 18 респондентов (10 родителей учащихся, 8 учителей). Была проведена фокус-группа с учителями, участвующими в процессе инклюзивного образования. В результате исследования установлено, что инклюзивное образование является новым явлением в системе образования Казахстана. Инклюзивное образование сложно внедрить во многих государственных дошкольных учреждениях. В ходе исследования были выявлены территориальные различия респондентов по инклюзивному образованию. Одной из задач исследования был анализ проблем, препятствующих внедрению инклюзивного образования. Выявлены четыре группы проблем: ресурсные, системные, организационные и проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса. Автор делает вывод, что основной задачей успешного внедрения инклюзивного образования в дошкольных организациях региона является необходимость организации профессиональной подготовки педагогов и учебных программ для реализации этого направления.

Загрузки

Опубликован

15.03.2023

Как цитировать

Макулбек, А. (2023). Инклюзивное образование в Казахстане -дошкольные организации: социологический анализ. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 142(1), 460–472. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/339

Выпуск

Раздел

Социология