Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста методом пластилинографии
Просмотры: 327 / Загрузок PDF: 441
Аннотация
Важнейшим для любого ребенка в дошкольный период является формирование
вполне связного высказывания (задавать вопросы, отвечать, объяснять, возражать или соглашаться
и т. д.), ведь именно в этот период закладываются основы его развития. Свободное общение является
неотъемлемой частью коммуникативной функции ребенка с окружающими его людьми во все
периоды его жизни и далее во взрослую жизнь. Исходя из этого, проблема языкового развития
в целом детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием
речи определяет актуальность исследования. Недостаточная координация пальцев рук детей с
общим недоразвитием речи рассматривается как особенность развития мелкой моторики. На
основании исследований и многочисленных опросов определена следующая закономерность:
если развитие мелкой моторики задерживается, то и развитие речи тормозится, но общая
моторика может быть в норме, так как развитие мелкой моторики рук развивает речевое развитие.
Пластилинография помогает вовлечь детей в учебный процесс, увеличить словарный запас, познать
сенсорно-эстетическое и окружающее; воспитывает внимание, чистоту и красоту, а также отличная
возможность развить мелкую моторику и подготовить руку к письму. Научно-исследовательская
и мониторинговая работа включает начальную и промежуточную диагностику 2018-2019 учебного
года и 2019-2020 учебного года. В 2018-2019 учебном году пластилиновый метод как вариант урока
не проводился. В 2019-2020 учебном году проведено 9 вариативных занятий один раз в две недели
по методическому пособию «Мектеп жасына дейінгі жалпы тіл дамуы жетілмеген балалардың
шығармашылық қабілетін пластилинография әдісімен дамыту». Включение вариативного занятия
благотворно сказалось на словарном запасе и внимании детей. Дети стали внимательными и
наблюдательными. Стимулируя центры мозга, отвечающие за мелкую моторику, мы увеличили
активность зон, отвечающих за речь.