Применение метода фокус-групповых интервью для обеспечения участия граждан в повышении качества медицинской помощи


Просмотры: 3 / Загрузок PDF: 1

Авторы

Ключевые слова:

фокус-группы, здравоохранение, участие граждан, мониторинг, обратная связь, здоровье, пациенты.

Аннотация

В статье представлены результаты проекта, реализованного Министерством здравоохранения Республики Казахстан в рамках соглашения между Правительством Республики Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития (Всемирный Банк). Проект «Социальное медицинское страхование» был нацелен на создание культуры участия граждан в обеспечение улучшений, вносимых в сектор здравоохранения, вовлечение пациентов в реформирование системы здравоохранения, поощрение активного поиска баланса между потребностями населения и возможностей общественного здравоохранения.

Важнейшим аспектом проекта стало создание дискуссий и обсуждений на уровне отдельных медицинских организаций с использованием социологических исследовательских инструментов, важнейшими из которых стали фокус-группы.

Фокус-группы являются гибким методом социологических исследований, имеющим долгую историю применения для получения качественных данных. В статье рассмотрен опыт адаптации фокус-групповых интервью для обеспечения участия граждан в повышении качества медицинских услуг в рамках пилотного внедрения механизма информированного общественного мониторинга и обратной связи. 

Фокус-групповые дискуссии, организованные в 17-ти медицинских организациях, стали инструментом по включению граждан в процессы реформирования системы здравоохранения, формирования конструктивного диалога между пациентами и медицинскими учреждениями, а также сделали возможным достижение баланса между потребностями населения и возможностями общественного здравоохранения. В результате анализа 298 фокус-групп с пациентами поликлиник и стационаров авторы показали пригодность и эффективность данного метода для выявления потребностей и предпочтений прикрепленного к медицинским организациям населения.

В ходе фокус-групповых интервью были определены как проблемы на уровне функционирования отдельных медицинских организаций (организация врачебного приема, анализов и инструментальных исследований; процедуры госпитализации; регулирование очередей, записи к отдельным специалистам и т.д.), так и требующие решения на институциональном уровне (нехватка кадров; квалификация и компетентность медицинского персонала; лекарственное обеспечение, особенно в сельских населенных пунктах и пр.).

Загрузки

Опубликован

26.09.2024

Как цитировать

Мухамбетова , К. ., Абзалова, Р. ., & Стратулат, И. . (2024). Применение метода фокус-групповых интервью для обеспечения участия граждан в повышении качества медицинской помощи. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 148(3), 358–373. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/888