Анализ опыта ранней трудовой адаптации выпускниц SТЕМ специальностей в Казахстане


Просмотры: 23 / Загрузок PDF: 25

Авторы

  • А. Кужабекова Университет Калгари, Калгари, Канада https://orcid.org/0000-0002-9719-0220
  • А. Альмухамбетова Назарбаев Университет, Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-9385-0762
  • А. Нурпеисова Северо-Казахстанский университет имени Манаша Козыбаева, Петропавловск, Казахстан

Аннотация

После развала Советского Союза Казахстан предпринял несколько инициатив, направленных на решение проблемы гендерной сегрегации на рынке труда. Несмотря на эти усилия, женщины остаются мало представленными в естественно-научных, инженерных, технологических и математических (STEM) сферах. В настоящей статье представлены результаты исследования, опирающегося на социально-когнитивную теорию карьерного развития для анализа опыта ранней трудовой адаптации выпускниц STEM специальностей. Материалом для качественного исследования послужили данные, собранные посредством 24 полу структурированных интервью с недавними выпускницами STEM специальностей, которые нашли или находятся в поиске работы. Анализ данных показал, что организационная интеграция и адаптация женщин сдерживается возрождающимися патриархальными гендерными ожиданиями и сохраняющимися гендерными ожиданиями советского периода. В то же время получение доступа к международному рынку труда и неолиберальные меры текущего правительства создают возможности для женщин играть более активную роль в управлении своей карьерой и преобразовании социальной действительности.

Загрузки

Опубликован

10.12.2024

Как цитировать

Кужабекова, А., Альмухамбетова, А. ., & Нурпеисова, А. . (2024). Анализ опыта ранней трудовой адаптации выпускниц SТЕМ специальностей в Казахстане. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 149(4), 209–222. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/895

Выпуск

Раздел

Педагогика