Развитие экологической компетентности студентов посредством технологии фасилитации


Просмотры: 124 / Загрузок PDF: 131

Авторы

  • М.О. Искакова Alikhan Bokeikhan University
  • Адлет Kazakh National Women’s Pedagogical University
  • Назгуль Университет имени Алихана Бокейхана
  • Шолпан Университет имени Алихана Бокейхана

Ключевые слова:

компетентность, экологическая компетентность, фасилитация, динамическая фасилитация, мировое кафе, педагог-фасилитатор, студенты

Аннотация

Данная статья является частичкой многолетнего труда автора, который имеет продолжение и на сегодняшний день, посвященного изучению проблем формирования и развития экологической культуры и экологической компетентности личности. В ходе исследования данной проблемы изучены многочисленные труды ученых, рассмотрены различные методы и технологии.

В данной статье авторы делятся опытом развития экологической компетентности студентов посредством технологии фасилитации. В статье авторами раскрывается понятие «технология фасилитации», а также ее сущность и основные методы. Непосредственно, раскрываются технологии «мировое кафе» и «динамическая фасилитация», которые были использованы авторами в ходе работы со студентами. Автор в статье подробно описывает методику использования «динамической фасилитации», «Мирового кафе» в образовательно-воспитательном процессе со студентами во внеаудиторной работе по развитию экологической компетентности личности. Автор раскрывает их сущность, а также роль педагога-фасилитатора в организации и использовании данных технологий для развития экологической компетентности студентов.

Также в статье авторами раскрываются понятия «компетентность» и «экологическая компетентность», их сущность через анализ исследований и мнений ученых.

Далее в статье приведены описание и результаты исследования, что в свою очередь доказывает эффективность технологии фасилитации в развитии экологической компетентности студентов.

Биографии авторов

Адлет, Kazakh National Women’s Pedagogical University

кандидат педагогических наук, программный лидер кафедры дошкольного и начального образования, Казахский национальный женский педагогический университет, Алматы, Казахстан

Назгуль, Университет имени Алихана Бокейхана

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Alikhan Bokeikhan University, Семей, Казахстан

Шолпан, Университет имени Алихана Бокейхана

PhD, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Alikhan Bokeikhan University, Семей, Казахстан

Библиографические ссылки

Фасилитационный подход в подготовке социальных педагогов: монография / Р.С.Димухаметов, Н.А.Соколова, М.В.Слесарь, В.Ф.Жеребкина и др. – Челябинск-Костанай, 2016. – 275 с.

Гладченко В.Е. Технология фасилитации и возможности ее применения в образовательном процессе. //Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2017, №2 (7). С. 6-12

Геккель, Э. Борьба за эволюционную идею / Эрнст Геккель. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 134 с.

Искакова М.О. Формирование экологической компетентности будущих учителей начальных классов (на примере вузов Казахстана) : дис…..канд.пед.наук : 13.00.08 / Искакова Маржан Оразгалиевна. - Москва, 2017.

Ахметова М.Х. Формирование экологической компетентности учащейся молодежи в условиях монопромышленного города : монография / M.Х. Ахметова. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2016. – 212 с.

Мартынова А.В. Фасилитация как технология организационного развития и изменений //Организационная психология. 2011. Т.1. №2. С. 53-91

https://personalimage.ru/articles/facilitation/Dymanic-facilitation-manual/ (дата обращения 10.04.2023, 17.30)

Wang, J., Yang, Y., Li, H., & van Aalst, J. (2021). Continuing to teach in a time of crisis: The chinese rural educational system’s response and student satisfaction and social and cognitive presence. British Journal of Educational Technology, 52(4), 1494-1512. doi:10.1111/bjet.1312

https://mangogames.ru/blog/chem-otlichaetsya-dinamicheskaya-fasilitatsiya-ot-mozgovogo-shturma (дата обращения 10.04.2023, 17.30)

Maher, D., & Schuck, S. (2020). Using action learning to support mobile pedagogies: The role of facilitation. Teacher Development, 24(4), 520-538. doi:10.1080/13664530.2020.1797864

Brown J., Isaacs D. The World Café. San Francisco : (Berrett-Koehler Publishers Inc., 2015. С. 936–941.

Bazilio J., Pereira J.A., Figueira M.C.E.S., Silva E.M. Generating meaningful conversation: World Café in strategic interprofessional planning in Continuing Education // https://www.scielo.br/j/reben/a/JKtm8NBzmN7WNZnnQqKBgpw/?format=pdf&lang=en

Walt, P. S. D., & Barker, N. (2020). Pedagogical intersectionality: Exploring content, technology, and student-centered learning through a problem based/project based approach. Educational Media International, 57(1), 29-46. doi:10.1080/09523987.2020.1744847

IJESE-IJESE - International Journal of Environmental and Science Education (база цитирования Scopus). – 2016. – №11 (7). – P. 1469-1478 (Scopus) http://ijese.net/makale/223/ecological-consciousness-of-a-personality-living-in-an-ecologically-unfavorable-region

Загрузки

Опубликован

28.07.2023

Как цитировать

Искакова, М., Кариев, А. ., Рахимжанова N., & Орынгалиева S. (2023). Развитие экологической компетентности студентов посредством технологии фасилитации. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 143(2), 126–136. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/283

Выпуск

Раздел

Педагогика