Важность критического мышления в образовательном процессе


Просмотры: 3 / Загрузок PDF: 3

Авторы

Ключевые слова:

образовательный процесс, критическое мышление, обучающийся, знание, информационная грамотность.

Аннотация

В статье на основе контент-анализа приведены определения и аспекты понятия критического мышления, рассмотренные различными исследователями. Согласно многочисленным определениям, критическое мышление включает в себя основную концепцию анализа, синтеза, оценки и суждения; также приобретение таких навыков, как анализ качества соответствующей информации, рассмотрение проблемы в целом и уточнение ее, устанавление причинно-следственных связей, приведение аргументов, навык делать логические выводы, выработка своей позиции по исследуемому вопросу, а также и другие навыки.

Также в статье представлены результаты исследований авторов, изучавших критическое мышление в контексте характеристик человека, мыслящего критически; связи критического мышления с информационной грамотностью; его роли в образовании; а также о важности критического мышления для достижения профессиональных успехов будущими специалистами в своей области. По результатам исследования сделан вывод, что критическое мышление является наиболее востребованным навыком для обучающихся в эпоху доступности и быстрого обновления современной информации и что формирование и развитие данного навыка – одна из главных задач образовательных учреждений. В качестве научной новизны исследования дано авторское определение понятия «критическое мышление» в контексте образовательного процесса.

Библиографические ссылки

Әдебиеттер тізімі

Сардарова Ж.И. и др. Необходимость развития критического мышления будущих учителей //Хабаршы «Психология» сериясы. – 2020. – Т. 62. – №. 1.

Ходикова Н.А. Логика и критическое мышление: история и современность //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2019. – №. 3 (203). – С. 22-25.

https://louisville.edu/ideastoaction/about/criticalthinking/

Halpern D. F. Thought and knowledge: An introduction to critical thinking. – Psychology press, 2013.

Якунина Н.А. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия //Гаудеамус. – 2019. – Т. 18. – №. 4 (42). – С. 21-26.

Клустер Д. Что такое критическое мышление? //Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. – 2001. – Т. 4. – №. 36. – С. 40.

https://academic-englishuk.com/critical-thinking/

https://plato.stanford.edu/entries/critical-thinking/

Flood P. A. Critical thinking skills and information literacy skills: Discerning online information among high school students : дис. – Liberty University, 2015.

Мұхамбетәлиева З., Муканова Р. Химия сабақтарында сыни ойлауды дамыту технологиясын қолдану //Scientific Collection «InterConf». – 2023. – №. 140. – С. 258-264.

Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» //Молодой ученый. – 2009. – Т. 11. – С. 170-174.

Серикбаева М. Ж., Кариева К. У. Развитие критического мышления на уроках информатики с использованием активных стратегий //Вестник Евразийского национального университета имени ЛН Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология. – 2022. – Т. 141. – №. 4. – С. 251-258.

Abrami, P. C., Bernard, R., Borokhovski, E., Wade, A., Tamim, R., & Zhang, D. (2008). Instructional interventions affecting critical thinking skills and dispositions: A stage 1 meta-analysis. Review of Educational Journal, 78(4), 1102-1134. doi: 10.3102/0034654308326084

Танатарова Ж. А., Кожанова А. Сыни ойлаудың негізгі принциптері мен әдістерінің зияткерлікті дамытуда алатын рөлі //Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. – 2020. – Т. 56. – №. 1. – С. 49-55.

Tuyebayev M. Сын тұрғысынан ойлау, шығармашылық ойлау және рефлексия: ұқсастықтары мен айырмашылықтары; ойлау және ойлау түрлері //Avrasya Uluslararası Araştırmalar Dergisi. – Т. 4. – №. 9. – С. 178-182.

Albitz, R. S. (2007). The what and who of information literacy and critical thinking in higher education. Portal: Libraries and the Academy, 7(9), 46-61.

Saadd, R. G., Morin, D., & Thomas, J.D.E. (2012). Critical thinking in e-learning environments. Computers in Human Behavior, 28, 1608-1617. doi: 10.1016/j.chb.202.03.025

Bouhnik, D., & Giat, Y. (2009). Teaching high school students applied logical reasoning. Journal of Information Technology Education, 8, 1-16. Retrieved from http://jite.org/documents/Vol8/JITEv8IIP001-016Bouhnik681.pdf

Snyder, L. G., & Snyder, M. J. (2008). Teaching critical thinking and problem solving skills. The Delta Pi Epsilon Journal, L(2), 90-99.

Angeli C., Valanides N. Instructional effects on critical thinking: Performance on ill-defined issues //Learning and Instruction. – 2009. – Т. 19. – №. 4. – С. 322-334.

Marin L. M., Halpern D. F. Pedagogy for developing critical thinking in adolescents: Explicit instruction produces greatest gains //Thinking skills and creativity. – 2011. – Т. 6. – №. 1. – С. 1-13.

Miri, B., David, B., & Uri, A. (2007). Purposely teaching for the promotions of higher-order thinking skills: A case of critical thinking. Research Science Education, 37, 353-369. doi:10.1007/s11165-006-9029-2

Akyuz, H. I., & Samsa, S. (2009). The effects of blended learning environment on the critical thinking skills of students. Procedia Social and Behavioral Sciences, 1, 1744-1748.

Allen M. Promoting critical thinking skills in online information literacy instruction using a constructivist approach //College & Undergraduate Libraries. – 2008. – Т. 15. – №. 1-2. – С. 21-38.

Wang Q., Woo H. L., Zhao J. Investigating critical thinking and knowledge construction in an interactive learning environment //Interactive learning environments. – 2009. – Т. 17. – №. 1. – С. 95-104.

Джакупова Г.Б. Эффективность использования технологии критического мышления в обучении английскому языку студентов медицинского факультета //Вестник Северо-Казахстанского Университета им. М. Козыбаева. – 2022. – №. 2 (54). – С. 50-55.

Загрузки

Опубликован

26.07.2024

Как цитировать

Нургожа, Б. ., & Майлыбаева, Г. . (2024). Важность критического мышления в образовательном процессе. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 147(2), 392–405. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/292