Теоретико-методологическое обоснование профессиональной подготовки будущего педагога на основе коллаборативной среды


Просмотры: 5 / Загрузок PDF: 1

Авторы

  • Э.А. Айтенова Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати (г. Тараз, Казахстан) https://orcid.org/0000-0003-0714-5897
  • К.Н. Сарыбекова Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати (г. Тараз, Казахстан) https://orcid.org/0000-0001-7722-7092
  • А.А. Сманова Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати (г. Тараз, Казахстан) https://orcid.org/0000-0003-4604-4394
  • З.Д. Кошимбетова Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати (г. Тараз, Казахстан) https://orcid.org/0009-0002-4950-9820

Ключевые слова:

коллаборационная среда, совместная деятельность, профессиональная деятельность, профессиональное сотрудничество, командная работа, профессиональная компетентность, практико-ориентированное обучение, сотрудничество, совместная среда, взаимодействие ППС-студентов-работодателей.

Аннотация

Качество образования, в том числе подготовка профессионалов, гарантирует конкурентоспособность государства, то есть, можно сказать, что ведущими факторами создания коллаборационной среды в сфере высшего образования являются глобализация, технологические достижения и изменение социального порядка в системе высшего образования нового типа экономики. Целью предлагаемой статьи является исследование роли коллаборационной среды в формировании подготовки будущего педагога и определение результатов.

Также в статье предпринята попытка всестороннего анализа сущности коллаборационной учебной среды как инновационной образовательной технологии в зарубежной и отечественной научной литературе. Таким образом, обобщая взгляды зарубежных и отечественных ученых на преимущества коллаборативного обучения в вузах, в том числе в отношении профессиональной подготовки будущего педагога, раскрывается сущность понятий «коллаборация», «коллаборативная среда», «коллаборативное обучение», «коллаборативная технология», дается авторская справка. Описаны преимущества, эффективность, шаги и основной формат организации коллаборационной учебной среды в университете – принципы командной работы. Показано, что важнейшими условиями деятельности организаций высшего образования в составе коллаборативной среды являются готовность к открытости, самоуправлению, повышению и реализации научного потенциала.

Профессиональная коллаборация имеет один и тот же алгоритм взаимодействия педагогического сообщества и перехода одного вида знаний в другой в процессе творческой деятельности каждого участника. Процесс единого сотрудничества состоит в переходе к обмену опытом; построению сходств, гипотез, моделей; ассимиляции. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная коллаборация педагогического сообщества, представленная конкретным алгоритмом деятельности, призвана обеспечить мотивацию достижений участников, обучить необходимым компетенциям, включить их в групповой процесс на основе эффективного общения для достижения одной цели.

Загрузки

Опубликован

26.07.2024

Как цитировать

Айтенова, Э., Сарыбекова, К., Сманова, А. ., & Кошимбетова, З. (2024). Теоретико-методологическое обоснование профессиональной подготовки будущего педагога на основе коллаборативной среды. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 147(2), 164–179. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/596