Оценивание стрессоустойчивости и профессионально-личностных характеристик педагогов


Просмотры: 1 / Загрузок PDF: 5

Авторы

  • Д.Д. Шакимова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-9809-9675
  • Ж.K. Аубакирова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казакстан https://orcid.org/0000-0002-4868-7118
  • А.К. Жумыкбаева «Центр педагогических измерений» АОО «НИШ», Астана, Қазақстан
  • Kehinde C. Lawrence Департамент образования Университета Уолтера Сисулу, кампус Баттерворт, Южная Африка https://orcid.org/0000-0002-4740-4630
  • А.С. Нурадинов Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-7804-3743

Ключевые слова:

стресс,стрессоустойчивость,профессионально-личностные характеристики педагогов, профессионально-личностный опросник OPQ, психологические критерии.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов стрессоустойчивости и оценки профессионально-личностных качеств учителей. Исследования проблем стресса и стрессоустойчивости начались с Г.Селье и широко изучались западными учеными. На данный момент и в сфере отечественной науки повышается интерес к изучению стресса, стрессоустойчивости, в том числе устойчивости к стрессу педагогов. Педагоги часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями в своей повседневной деятельности, и умение противостоять стрессу является одним из основных факторов успеха их деятельности. В Казахстане применяется SHL тест- OPQ профессиональный личностный опросник работников, в том числе педагогов для определения успешности в работе с различной информацией. Этот опросник является продуктом SHL, опубликованным в 1984 году. Разработанный и исследованный командой психологов, доработанный в соответствии с современными требованиями этот опросник является одним из наиболее используемых личностных опросников в мире. В ходе исследования в качестве источника использовались результаты профессионально-личностного опроса OPQ для отбора кандидатов на руководящие должности школы из числа учителей республики. Результаты опроса были проанализированы, и его целью было определить функцию психологических закономерностей критерия устойчивости личности к стрессу. Установлено, что стрессоустойчивость учителей связана с личностными качествами человека, указанными в разделе опросника «управление собой». В заключении статьи на статистическом уровне доказаны профессиональные, личностные и компетентностные различия 500 учителей, протестированных по 19 психологическим критериям профессионального личностного опроса OPQ. Раздел «самоуправление» профессионального личностного опросника OPQ послужил основанием для вывода о том, что особенности эмоций и динамизма человека можно рассматривать как показатель стрессоустойчивости в повседневной жизни и работе.

Загрузки

Опубликован

26.07.2024

Как цитировать

Шакимова . D. ., Аубакирова . Z. ., Жумыкбаева . A. ., Lawrence, K. C., & Нурадинов A. (2024). Оценивание стрессоустойчивости и профессионально-личностных характеристик педагогов. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 147(2), 512–524. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/659