Роль игровых методик в формировании и развитии социального интеллекта подростков


Просмотры: 3 / Загрузок PDF: 1

Авторы

  • К.А. Нургалиев Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Уральск, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-8838-5272
  • Н.А. Качиев Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Уральск, Казахстан https://orcid.org/0009-0009-1400-2369

Ключевые слова:

социальный интеллект, подросток, деятельностный подход, игровая деятельность, ролевое экспериментирование, дебаты, школьный парламент.

Аннотация

Статья посвящена новому для казахстанской науки направлению научных исследований – изучению влияния игровой деятельности на социальный интеллект подростка. Обоснование значимости этой проблемы является целью данной работы. В связи с этим, важной задачей является теоретический анализ современного состояния проблемы и выделение основных направлений исследований, посвященных ее изучению. Поиск путей эффективного влияния на формирование и развитие социального интеллекта подростка является второй важной задачей. Статья знакомит с литературой, посвященной игровой деятельности, значительная часть которой впервые вводится в научный оборот. Для анализа используется деятельностный подход, основанный на культурно-исторической теории Л. С. Выготского.  Рассматриваются взгляды ученых на ролевое экспериментирование как ведущую деятельность под­росткового возраста и традиционные виды прикладного инструментария для работы с целью творческого экспериментирования с ролями. Отмечается важность игровых форм для развития коммуникативно-рефлексивных навыков, способствующих социализации подростков и повышения учебной мотивации. Показана важность такой интеллектуальной ролевой игры, как Дебаты, которая формирует навыки критического мышления, учит анализировать информацию, работать в команде, улучшает навыки межличностного общения, поощряет активное обучение, повышает уверенность и самооценку учащихся. Претворение в жизнь идеи освоения социальных ролей в качестве результата воспитательного процесса рассматривается на примере создания в школах Казахстана ученических Парламентов, в которых их участники получают возможность реализации ролевой пробы, в которой проявляется гражданская активность, социальная компетентность, навыки лидерского поведения. Отмечается важность поддержки со стороны школы в деятельности по освоению подростками новых ролей.

Загрузки

Опубликован

26.09.2024

Как цитировать

Нургалиев, К. ., & Качиев, Н. . (2024). Роль игровых методик в формировании и развитии социального интеллекта подростков. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 148(3), 273–285. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/861