К вопросу о развитии высшего образования в Советском Казахстане


Просмотры: 254 / Загрузок PDF: 131

Авторы

  • А.Б. Шалдарбекова Xiamen University

Ключевые слова:

высшее образование, высшие учебные заведения, зачисление, аспирантура, Советский Казахстан

Аннотация

В статье рассматривается развитие высшего образования в Казахстане в советский
период: создание вузов, направления деятельности высших образовательных учреждений, доступ
к высшему и послевузовскому образованию. Целью исследования является проведение анализа
истории становления и развития системы высшего образования в республике. Выводы основаны
на анализе документов, являющемся основным методологическим инструментом исследования.
Результаты показывают, что высшее образование было составной частью советской системы, которую
оно обслуживало и которому подчинялось. Развитие и расширение системы высшего образования
определялось, в первую очередь, экономическим планированием, потребностями промышленности
и идеологическими приоритетами. Поэтому высшие учебные заведения создавались на протяжении
советского периода и их количество неуклонно возрастало. Увеличение числа образовательных
учреждений сопровождалось увеличением количества студентов. Расширение доступа к высшему
образованию стало возможным благодаря разнообразию форм обучения и созданию большого
количества региональных филиалов и факультетов помимо главных кампусов вузов. В результате
в вузах, за исключением медицинских институтов, обучение также осуществлялось на заочном
или вечернем отделениях, а иногда функционировали оба отделения. Однако послевузовское
образование развивалось сравнительно медленно. При этом приоритетом государства были
технические науки. Об этом свидетельствует выделение большего количества государственных квот
на технические специальности и высокий процент преподавателей со степенью кандидата наук и
докторов в этих областях.

Библиографические ссылки

References

Ahn, E.S., Dixon, J., & Chekmareva, L. (2018). Looking at Kazakhstan’s Higher Education Landscape: From Transition to Transformation Between 1920 and 2015. In Huisman J., Smolentseva A., Froumin I. (eds), 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries (pp. 199–227). Palgrave Studies in Global Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-52980-6_8

Kyzykeyeva, A., & Oskolkova, A. (2011). Historical Aspects of Higher Education in the Republic of Kazakhstan. The Kazakh-American Free University Academic Journal 3 (2011). Retrieved March 30, 2022, from http://www.kafu-academic-journal.info/journal/3/51/

Bowen, G.A. (2009). Document Analysis as a Qualitative Research Method, Qualitative Research Journal, 9(2), 27-40. https://doi.org/10.3316/QRJ0902027

Prokofiev, M.A. (1961). The Soviet Higher Education. International Educational Studies and Documents. France: UNESCO 39, 5-15.

Kuzminov, Ia.I., Semenov, D.S., & Froumin, I.D. (2015). The Structure of the University Network: From the Soviet to Russian “Master Plan”. Russian Education & Society, 57(4), 254-321.

https://doi.org/10.1080/10609393.2015.1068576

Жуламанов, К. Д. Высшая школа республик Средней Азии и Казахстана (1961-1975 гг.). - Акад. наук КазССР; Ин-т истории, археологии и историографии им. Ч. Ч. Валиханова - Алма-Ата: Наука, 1981. – 118 с.

Merkuriev, S. (1991). ‘Soviet’ Higher Education in a Changing Political, Social and Economic Context. Prospects 21, 413–420. https://doi.org/10.1007/BF02336448

Катаев, Т. К. Высшая школа Советского Казахстана. - Алма-Ата: Казахстан, 1986. – 341 с.

Smolentseva, A., Huisman, J., Froumin, I. (2018). Transformation of Higher Education Institutional Landscape in Post-Soviet Countries: From Soviet Model to Where? In Huisman, J., Smolentseva, A., Froumin, I. (eds), 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries (pp. 1–43). Palgrave Studies in Global Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-52980-6_1

Жаманбаев, К. Ж. Высшая школа в Казахстане: Исторический опыт Коммунистической партии Казахстана по руководству высшей школой за 50 лет (1920-1970 гг.). - Алма-Ата: Казахстан, 1972. – 182 с.

Froumin, I., Kouzminov, Y., & Semyonov, D. (2014). Institutional Diversity in Russian Higher Education: Revolutions and Evolution. European Journal of Higher Education, 4(3), 209-234. https://doi.org/10.1080/21568235.2014.916532

Государственный комитет статистики РК. Региональный статистический ежегодник Казахстана / - Алматы: Казинформцентр, 1993. – 315 c.

Государственный комитет статистики КазССР. Статистический ежегодник Казахстана 1990 год / - Алма-Ата: Казинформ, 1991. – 158 c.

OECD. (2007). Higher Education in Kazakhstan. Paris: OECD Publishing.

UNICEF. (1999). Women in Transition, Regional Monitoring Report №6. Florence: UNISEF International Child Development Centre

UNICEF. (2001). A Decade of Transition, Regional Monitoring Report №8. Florence: UNISEF Innocenti Research Centre.

Центральное статистическое управление СССР. Высшее образование в СССР: Статистический сборник / - Москва: Госстатиздат, 1961. - 254 c.

Загрузки

Опубликован

15.06.2023

Как цитировать

Шалдарбекова A. (2023). К вопросу о развитии высшего образования в Советском Казахстане . Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 143(2), 306–316. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/295

Выпуск

Раздел

Педагогика