Разработка содержательного компонента методики формирования организационных умений будущих учителей химии на основе синергетического подхода


Просмотры: 178 / Загрузок PDF: 19

Авторы

  • И.В. Афанасенкова Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова
  • Н.А. Завалко Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова
  • Р.А. Аубакирова
  • С.Г. Сахариева

Ключевые слова:

самоорганизация, синергетика, химия, дискретность, школьный химический эксперимент.

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования идей синергетики к
разработке содержательного компонента методики формирования организационных
умений будущего учителя химии, которые позволят сформировать соответствующие
профессионально-педагогические компетенции необходимые при организации и проведении
различных видов школьного химического эксперимента. Это оптимизирует процесс
формирования такого качества будущего учителя как гибкость мышления и позволит
сократить адаптационный период начинающего педагога в школе. Использование идей
синергетики к учебно-педагогическому процессу рассматривается в контексте метода.
На основании анализа типовых учебных программ по предмету «Химия» отобрано
основное предметное содержание химического эксперимента. Основной задачей является
формирование обобщенного умения организовать и реализовать учителем школьный
химический эксперимент. При этом фактическое содержание техники проводимого
химического эксперимента может варьировать, но основное предметное содержание
должно быть обязательно охвачено. На примерах объяснен принцип дискретности,
возможности выбора студентом темы для разработки проводимого им урока, темы
анализируемого урока, проведенного сокурсником, темы урока, где он будет выполнять
роль лаборанта, темы case-study, тему разработки с использованием виртуальной
лаборатории, тему домашнего химического эксперимента. Применение синергетического
подхода позволит студенту почувствовать себя в роли «ученика», «учителя» и
«лаборанта», а также даст возможность выполнить весь объем лабораторных работ
предусмотренной программой. Преподаватель выполняет функцию фасилитатора,
организуя взаимодействие и обеспечивая методическую базу. Представлена модель
синергетического взаимодействия участников образовательного процесса.
Синергетический подход к разработке содержательного компонента методики позволяет
гибко реагировать на быстро меняющиеся запросы текущего времени, учитывает личные
предпочтения и интересы обучающихся

Загрузки

Опубликован

15.03.2023

Как цитировать

Афанасенкова, И., Завалко, Н., Аубакирова, Р., & Сахариева, С. (2023). Разработка содержательного компонента методики формирования организационных умений будущих учителей химии на основе синергетического подхода. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 142(1), 35–45. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/305

Выпуск

Раздел

Педагогика