Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе изучения элективного курса «Ценностный мир в естествознании»


Просмотры: 108 / Загрузок PDF: 5

Авторы

  • Ж.Ж. Кукенов Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • Г.Р. Бахтиярова Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • Т.А. Ольховая Оренбургский государственный университет
  • И.Н. Бодыкова Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова

Ключевые слова:

ценностные ориентации, система ценностей, формирование, образовательное пространство, младшие школьники.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций младших школьников в контексте разработанного и внедренного нами элективного курса «Ценностный мир в естествознании». Авторский элективный курс, будучи достаточно широким по содержанию, имеет значительные возможности в развитии ценностных ориентаций учащихся начальной школы с точки зрения актуализации интеллектуального ресурса динамики ценностных ориентаций. Научно-методическое обеспечение элективного курса направлено на запуск механизма формирования социально значимых ценностей и ценностных ориентаций.

В статье описаны предметные области элективного курса и их возможности в формировании важных социальных и личностных ценностей учащихся начальных классов. В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что данный современный элективный курс, представленный в ценностно-изменяющем характере, имеет новые важные возможности.

Основными особенностями программы элективного курса являются ее универсальность (возможность в рамках разных направлений формировать несколько ценностных ориентаций, таких как, ценностное отношение к здоровью, экологические и национальные ценности), актуальность для субъекта ценностно формирующей и ценностно преобразующей деятельности (формы и методы элективного курса должны быть интересными, насыщены событиями и новыми), индивидуальность (средство формирования ценностно-ценностных ориентаций с учетом востребованной системы ценностей общества и система личностных ценностных ориентаций личности), интерактивность (обладать высокой степенью взаимодействия не только между субъектами внеурочной деятельности, но и между субъектами и объектами внеурочной

деятельности), ресурсность (наличие внутренних и внешних педагогических ресурсов внеурочной деятельности для формирования и развития ценностных ориентаций младших школьников). Установлено, что эффективность преобразования ценностных ориентаций младших школьников средствами внеурочной деятельности зависит от ряда факторов, основополагающим при этом является создание системы, обеспечивающей комплексное педагогическое воздействие на личность школьника.

Загрузки

Опубликован

15.03.2023

Как цитировать

Кукенов Z., Бахтиярова G., Ольховая T., & Бодыкова I. (2023). Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе изучения элективного курса «Ценностный мир в естествознании». Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 142(1), 142–154. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/315

Выпуск

Раздел

Педагогика