Изучение отношения к гендерным ролевым моделям семьи в структуре гендерного самосознания казахстанских женщин


Просмотры: 76 / Загрузок PDF: 61

Авторы

  • С.Е. Дуанаева КазНУ им ал-Фараби
  • А.О. Шоманбаева
  • Б.Ш. Байжуманова
  • А.М. Усенова
  • Д.Б. Ешенкулова

Ключевые слова:

гендерные ролевые модели семьи, этнопсихологическая детерминация, гендерная идентичность, казахстанские женщины, традиционные и эгалитарные формы семьи.

Аннотация

В исследовании представлены результаты изучения этнопсихологических
аспектов гендерного самосознания казахстанских женщин. Данный феномен показан как целостное
психологическое образование с 3 компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим.
Мы исследовали когнитивный компонент через содержание гендерной идентичности женщин и
распространенные стереотипы. Эмоциональный компонент - через изучение такой психологической
переменной, как отношение к идентичности. Мы определили поведенческую составляющую
гендерного самосознания через переменную типов отношения к гендерным ролям в семье, а также
соотношение гендерной толерантности и нетолерантности и уровень сформированности гендерного
самосознания у казахстанских женщин.
Мы сформировали гипотезу об этнопсихологической детерминации структуры гендерного
самосознания женщин.
В процессе исследования были выявлены две выборки респондентов в полиэтнической среде -
казахские женщины и представители других этнических групп. В данной статье гендерные установки
как доступность для определенной семейной гендерно-ролевой модели изучаются под влиянием
культурной специфики, а именно этнической культуры. Установки изучались с помощью теста
отношения к распределению семейных ролей, разработанного Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозманом и
Е.М. Дубовской.

Загрузки

Опубликован

25.12.2023

Как цитировать

Дуанаева S., Шоманбаева, А., Байжуманова B., Усенова, А., & Ешенкулова D. (2023). Изучение отношения к гендерным ролевым моделям семьи в структуре гендерного самосознания казахстанских женщин. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 145(4), 273–281. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/520

Выпуск

Раздел

Психология