Развитие профессиональных навыков как ключевая задача подготовки будущих специальных педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды


Просмотры: 149 / Загрузок PDF: 54

Авторы

  • Д.Ж. Рамазанова Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • К.Ж. Туребаева Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
  • A.K. Тогайбаева Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова

Ключевые слова:

инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, профессиональная подготовка, специальный педагог, профессиональные навыки, компетентность

Аннотация

В решении сложных задач инклюзивного образования важную роль играет педагог, поскольку именно он формирует учебно-воспитательный процесс, систематизирует, конкретизирует содержание познавательного материала для успешного овладения детьми необходимыми навыками и знаниями, обеспечивая возможности личностного развития каждого ребенка. Цель данной статьи – выявить наличие у будущего специального педагога профессиональных навыков в подготовке будущих специальных педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. В исследовании приняли участие 143 обучающихся образовательной программы «6В01901-Специальная педагогика» факультета педагогики и менеджмента в образовании АРУ имени К. Жубанова. Для проведения экспериментальной работы авторами разработаны экспериментальные задания с целью выяснения уровней профессиональной готовности будущих специальных педагогов. В статье авторами охарактеризованы компетентности, необходимые специальным педагогам для работы в условиях инклюзивного учебного заведения, которые включают в себя: профессиональные компетентности и общие компетентности, которые в ближайшие годы направят работу вуза на содержательную составляющую подготовки специалистов для работы в инклюзивной образовательной среде (далее – ИОС). Исследование позволило определить требования к подготовке специальных педагогов к работе в условиях ИОС, выделить критерии готовности будущего специалиста и показатели к каждому критерию. На основе разработанных заданий к каждому показателю охарактеризованы уровни сформированности дидактических знаний и практических умений обучающихся. Анализ результатов исследования привел к выводу о необходимости развития профессиональных навыков будущих специальных педагогов для работы в условиях ИОС.

Загрузки

Опубликован

15.09.2023

Как цитировать

Рамазанова, Д., Туребаева, К., & Тогайбаева A. (2023). Развитие профессиональных навыков как ключевая задача подготовки будущих специальных педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 144(3), 176–191. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/407

Выпуск

Раздел

Педагогика