Мониторинг образовательных достижений обучающихся как новый формат независимой оценки знаний в начальной школе


Просмотры: 259 / Загрузок PDF: 146

Авторы

  • А.Ж. Салиева
  • С.Н. Кожахметова
  • Ю.С. Токатлыгиль
  • А.В. Кармелюк
  • Д.К. Ишанжанова

Ключевые слова:

МОДО, TIMSS, PIRLS, начальная школа, младший школьник

Аннотация

Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО)
вызывает волнительный интерес как в педагогической, так и в общественной среде.
МОДО призвано оценить функциональную грамотность младших школьников и
подготовить рекомендации по совершенствованию образовательного процесса. МОДО
не предполагает правовых последствий для школ, педагогов и обучающихся. Цель
настоящего исследования – проанализировать процедуру организации мониторинга
образовательных достижений младших школьников в сравнении с международными
исследованиями TIMSS и PIRLS. Проведен анализ основополагающих документов
МОДО, TIMSS, PIRLS, размещенных на официальных сайтах. Выделены следующие
различия между МОДО и TIMSS, PIRLS: возрастной диапазон участников;
периодичность проведения; предварительное тестирование; шкала оценивания;
уровень трудности заданий; формат тестовых заданий; сравнение образовательных
достижений мальчиков и девочек; анкетирование родителей. Также имеются различия
в результатах национального и международных исследований младших школьников.
Согласно результатам МОДО по читательской грамотности в разрезе «город–село»
сельские школьники показали более высокие результаты. Сравнение по языку обучения
по читательской и математической грамотности было в пользу обучающихся на
казахском языке. Однако TIMSS и PIRLS по данным аспектам констатируют
обратное. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том,
что авторами обозначены направления для дискуссий о совершенствовании процедуры
и методологии МОДО.

Загрузки

Опубликован

15.09.2023

Как цитировать

Салиева, А., Кожахметова, С., Токатлыгиль, Ю., Кармелюк, А., & Ишанжанова, Д. (2023). Мониторинг образовательных достижений обучающихся как новый формат независимой оценки знаний в начальной школе. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 144(3), 217–227. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/436

Выпуск

Раздел

Педагогика