Возможности развития трансграмотности будущих педагогов-психологов в эпоху цифровых технологий


Просмотры: 27 / Загрузок PDF: 28

Авторы

  • М.П. Асылбекова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-7529-8022
  • Б.Е. Батанасова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан https://orcid.org/0009-0002-8409-3939
  • А.Б. Закирова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-8772-1414

Ключевые слова:

трансграмотность, будущий педагог-психолог, критическое мышление, навыки, цифровые технологии, информационные технологии, цифровая среда.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности развития трансграмотности будущих педагогов-психологов в сегодняшнюю цифровую эпоху. Трансграмотность – это более широкое и всеобъемлющее понятие, чем грамотность, охватывающее способность понимать и использовать информацию в различных контекстах, включая цифровую среду. Кроме того, она рассматривает навыки критического мышления, анализа, интерпретации информации, эффективного общения и взаимодействия в цифровом пространстве. Следовательно, трансграмотность становится важным компонентом образования в период, когда достижение личных и профессиональных целей, доступ к информации и использование виртуальных технологий в работе. В целях раскрытия сущности понятия трансграмотности систематически анализировалась зарубежная и отечественная научная литература, рассматривались основные аспекты и происхождение термина.

Изучены возможности развития профессиональных знаний, умений, навыков посредством эффективного взаимодействия с информацией в современной цифровой среде. С целью изучения текущего состояния уровня трансграмотности будущих педагогов-психологов был проведен специальный опрос и проанализированы результаты. Опросник основан на определении уровня владения и понимания потребности цифровых средств и программ в профессиональной деятельности. Результаты исследования показали, что большинство участников рассматривают цифровые технологии как ценный инструмент в своей образовательной и будущей профессиональной деятельности. Однако было обнаружено, что существуют трудности в работе с источниками информации и использовании цифровых технологий, что требует дальнейших исследований эффективности трансграмотности.

На основании полученных теоретических и опросных результатов авторами предложена методика развития трансграмотности будущих педагогов-психологов.

Загрузки

Опубликован

26.07.2024

Как цитировать

Асылбекова, М. ., Батанасова, Б., & Закирова, А. . (2024). Возможности развития трансграмотности будущих педагогов-психологов в эпоху цифровых технологий. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология, 147(2), 230–243. извлечено от https://bulpedps.enu.kz/index.php/main/article/view/710

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)