Взаимоотношения между научным руководителем и докторантом: апробация измерительной шкалы
Просмотры: 60 / Загрузок PDF: 44
Аннотация
Взаимоотношения между научным руководителем и докторантом являются ключевым фактором, определяющим успешность завершения диссертационного исследования. В этой связи в условиях растущей конкуренции и требований к качеству докторского образования важно иметь объективные и надежные инструменты измерения взаимоотношений между научными руководителями и докторантами. Настоящее исследование направлено на разработку и апробацию измерительной шкалы для оценки опыта взаимоотношений докторантов и выпускников докторантуры с научными руководителями, включая проверку надежности и выявление факторной структуры. В исследовании приняли участие 85 респондентов, в числе которых докторанты, PhD, выпускники без защиты. Методология включала описательные статистики, статистический показатель Альфа Кронбаха (α = 0.94) и факторный анализ. Результаты проведенного исследования позволили выделить три латентных компонента, ставших основой для разработки шкал, описывающих впечатления респондентов об опыте отношений с научным руководителем в период обучения в докторантуре. Основными измеряемыми аспектами стали позитивный опыт исследовательского сотрудничества, оказываемая поддержка и негативные аспекты сотрудничества (в том числе эксплуатация докторантов). Полученные результаты свидетельствуют о перспективности психометрических свойств представленной шкалы и показателей достоверности. Практическая значимость исследования состоит в том, что шкала оценки опыта взаимоотношений с научным руководителем может быть использована как инструмент для мониторинга качества научного руководства, а также разработки образовательных стратегий, направленных на улучшение взаимодействия между научными руководителями и докторантами, что будет способствовать минимализации конфликтов и успешной реализации диссертационных исследований.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.